Боб Дилан: достучавшийся до небес

Его наград хватило бы, чтобы прославить около десятка человек: девять премий «Грэмми», «Оскар» за песню «Things Have Changed» из фильма «Вундеркинды», Пулитцеровская премия «за выдающееся влияние на популярную музыку и американскую культуру, отмеченное лирическими композициями исключительной поэтической силы» и, наконец, присуждённая 13-го октября Нобелевская премия по литературе с формулировкой «за создание новой поэтической выразительности в рамках американской песенной традиции».

Одни восприняли это событие с радостью, иные – с негодованием. Но и тех, и других объединяет общее чувство – удивление, ведь неожиданно для всех Шведская академия впервые избрала своим лауреатом рок-музыканта, превратившего своё творчество в ассорти из истории, поэзии и музыки, которое совпало с настроениями целой нации и было признано во всём мире. К слову, по оценкам букмекеров, шансы музыканта равнялись 1/50, в отличие от основных претендентов на победу: японского писателя Харуки Мураками, кенийского писателя и драматурга Нгуги Ва Тхионго, сирийского поэта Адониса.

«Боб Дилан создает стихи, которые предназначены для исполнения. В этом творчество Дилана уходит корнями в традиции древних греков, поэзия которых также часто исполнялась определенным образом. В его творчестве отразились глубокие традиции, они соединены с музыкой на высоком художественном уровне», — прокомментировала выбор Нобелевского комитета секретарь Шведской академии Сара Даниус.

Если обратиться к истокам песенного жанра, то ещё с древних времен люди тянули слова, произнося их нараспев. В древнегреческой культуре песни получили религиозно-ритуальный характер, их использовали в качестве гимнов на различных церемониях. Позже люди стали выражать свои мысли и чувства, придавая им мелодичность, к которой постепенно добавлялись и особые музыкальные средства выразительности, появился негласный список правил, и, наконец, возник совершенно новый жанр – олицетворение народной мысли – фолк.

К американскому фолку можно отнести кантри, блюз, госпел, блюграсс и даже рок-н-ролл. Народная музыка захватила Америку 60-ых, через неё сотни тысяч людей выражали социальный протест, и самым громким и благозвучным стал голос Боба Дилана. Тогда молодой музыкант жил в нью-йоркском квартале Гринвич-Вилледж, выступал в маленьких барах и, сам того не ведая, создавал атмосферу этого места на многие годы вперёд. Он познакомился со своим кумиром – фолк-музыкантом Вуди Гатри, а также с певицей Джоан Баэз, с которой участвовал в «Марше на Вашингтон» 28 августа 1963-го. В тот день Боб Дилан услышал вошедшую в историю речь Мартина Лютера Кинга «I Have A Dream» и, впитав в себя это антивоенное настроение, написал песни («Blowin’ in the Wind» и « The Times They Are a-Changin’» ), ставшие гимнами в борьбе за гражданские права.

1035x708-dylan-1800-1400244152

В композициях Дилана впервые стали появляться социально-политические мотивы. Ценитель классической поэзии и произведений Артюра Рембо и Дилана Томаса, он заменил в своих песнях уже давно наскучившую всем вечную тематику несчастной любви на актуальные тексты о бедности, войне, классовой и другой дискриминации, благодаря чему стал кумиром группы The Beatles.

В своём завещании Альфред Нобель указал, что премию по литературе следует присуждать только за «создание наиболее значительного литературного произведения идеалистической направленности». А в случае с Бобом Диланом премия дана человеку, вся жизнь которого – борьба за свободу и равенство, а его песни уже давно воспринимаются как символы гуманистических ценностей и единой общечеловеческой мечты о мире.

 Мария Рыбачук