Татьяна Устинова: о фестивале, литературе и любви

С 3 по 6 июня на Красной площади прошёл Книжный фестиваль, уже ставший ежегодным и стабильно привлекающий большое количество посетителей, издательств, режиссёров, писателей и сценаристов. На территории, поделённой на тематические блоки, книгочеи имели возможность приобрести книгу любимого издательства, были организованны кинопоказы, спектакли, мастер-классы, поэтические чтения, а также «лаундж-зона» (зона спокойного отдыха — прим.ред).

Заинтересованным посетителям открылась возможность побеседовать с такими писателями, как Татьяна Устинова, Ильдар Абузяров, Владимир Мединский, Сергей Лукьяненко и другими. Субботним вечером мы наткнулись на бесконечную очередь, которая привела нас к Татьяне Устиновой, щедро раздававшей автографы и беседовавшей с читателями. Если однажды вам удастся попасть на подобное мероприятие, обратите внимание на ту отзывчивость, которую писательница проявляет к каждому пришедшему: «Для кого предназначается книга? Вам? А как вас зовут? Мария. А как вас называет мама?» Для всех пришедших в этот день слухи о простоте и открытости Татьяны перестали быть слухами.

— Недавно была опубликована ваша новая книга «Вселенский заговор», в которой появились новые герои – Маруся и Гриша. Как её встретил читатель?

— Книга совершенно новая, поэтому рано что-либо говорить. Могу сказать лишь, что время покажет. Ведь бывает по-разному: я, например, знаю, что «Ковчег Марка» побил все рекорды продаж на Ozon’e. Сказать, что это неожиданность для меня – не сказать ничего. Почему так произошло? У меня нет ответа.

— По мотивам «Ковчега» был снят одноимённый сериал под режиссурой Игоря Нурисламова, а книга собрала хорошую критику. Вообще, важна ли критика для вас?

— Знаете, критику я не читаю. Всегда стеснялась того, что не люблю критику, пока Дейл Карнеги мне лично в своей книге не сказал, что критику не любит никто, а тот, кто говорит, что любит – врёт. Поэтому теперь я спокойно выслушиваю критику лишь от тех, кто может сказать нечто осмысленное или высказать профессиональное мнение. Например, я писала книгу, где один из героев – врач. Естественно, была использована масса профессиональной терминологии. Я дала этот текст почитать одному врачу. Читали её целый день, а потом вернули и сказали, что все надо переписать – такой-то инструмент держат в левой руке, а не в правой, что бы ни говорили в пособии. Вот подобные комментарии я всегда выслушиваю и ответственно правлю текст в соответствии с ними.

— Татьяна, вы по профессии инженер, окончили Фихтех (Московский Физико-технический институт — прим.ред.). Как вы пришли к писательству?

— Я всегда писала и писала много. Начиная со школьных сочинений и заканчивая письмами к свекрови, когда я уже вышла замуж и жила в Прибалтике. Мне это было интереснее всего. Стоило мне в семь лет научиться писать, как я продолжила заниматься этим безудержно и во всех направлениях. Знаете, меня поразило чувство свободы, которое возникает, когда начинаешь складывать слова, ведь словами можно описать всё. Это невозможно вообразить, но это правда – любовь, музыку, картину, небо, Бога – все это можно описать одними лишь словами. За слова сажали, инквизиция сжигала людей на костре, и всё за эти вот крючочки.

— Основным предметом внимания Литературной палаты на данный момент является современный автор. Как вы относитесь к вашим пишущим современникам?

— Прекрасно отношусь. Недавно даже на конкурсе «Звезда удачи» побывала, где была судьей. Однако, что меня поразило, так это то, что поэзия хорошая есть, а прозы мало. Хорошо, когда удаётся что-то дельное найти, это прямо большое счастье.

— Татьяна, а кого из современных авторов вы могли бы выделить?

— Дмитрия Быкова в первую очередь, Михаила Веллера, Гузель Яхину и ее «Зулейху, открывающую глаза». Прекрасный совершенно роман, и не читайте то, что написано на форзаце. Чудесный вестерн с перестрелками и погонями через крыши — и это с абсолютно благополучным финалом. Дай бог, чтобы автор ещё писала.

— Книга Гузели Яхиной представлена на этом книжном фестивале на Красной площади. Как Вы находите фестиваль?

— Книги на Красной площади – это замечательно. Нашли же место не только для торговых павильонов, катков, санок, народных гуляний и лакшери марок. Ведь книги — это гораздо круче, чем лакшери марки! Мне кажется, что все писатели, которых приглашают на подобные ярмарки и фестивали, всегда приходят. А если они приходят, то соцветие всегда полное и прекрасное. Нужно сделать так, чтобы люди читали. Если человек не читает, то он и не человек вовсе. Не запущена программа очеловечивания, словно не нажата кнопка «Enter». Он, скорее, человекообразное существо с руками и ногами, возможно, что и с мозгом, но только не знает о жизни ничего. Мы ведь очень коротко живем, и откуда бы нам узнать о жизни, если не из книг, историй людей, которые уже что-то прожили и приобрели другой неповторимый жизненный опыт?

— Не можем с вами не согласиться! Действительно, уровень чтения в России заметно упал в новом столетии.

— А как ему не упасть? Учат плохо. Ведь для чтения нужна привычка, которая у нас не сформирована, и формировать её нужно по новой. Собственно, падение уровня означает лишь то, что нет программ приучения к чтению, и начинать надо с детского сада.

— Радиостанция Лит.фм просит адресовать вам вопрос: какие три книги на ваш взгляд обязательны к прочтению?

— «13 апостолов» Дмитрия Быкова, «Зулейху открывает глаза» Гузели Яхиной и «Мои воспоминания» Сергея Капицы.

— У нас последний вопрос, Татьяна. Что такое любовь?

— Любовь – это космос, это, знаете ли, сложно. Любовь, на мой взгляд, это третье существо. Не он, не она, не я и никто. Существо, которое живёт с вами, покуда живётся. Умереть оно может, а убить его очень сложно. Нет ничего хуже, чем пытаться его убить. Оно не умирает и всё. Ему плохо, и вам плохо. Ему хорошо, и вам хорошо. А бывает, что оно посидит-посидит рядом, и раз – нет его. Любовь – это существо вполне материальное.

 

Беседовала Кристина Селезнёва

Текст подготовили Глеб Старостин, Кристина Селезнёва

Фото Саберова Р.