Ситуацию с российской фантастикой многие любители литературы оценивают как крайне печальную. Засилье чисто коммерческих проектов, отсутствие собственных идей, калькирование успешных западных образцов, построение сюжета исключительно на насилии и апокалиптических предсказаниях, войны и разорение — все это не дает особого повода для оптимизма. И вдруг — «Вместе в космосе», конкурс, от названия которого веет творчеством Ефремова, Казанцева, Артура Кларка, вспоминается, что некогда фантастика описывала будущее, в котором хочется жить.
Мы попросили рассказать о конкурсе и развитии отечественной фантастики председателя жюри конкурса, известного писателя, книгоиздателя и организатора литературного процесса Виталия Пищенко.
Виталий Иванович является одним из лучших писателей-фантас
Виталий Иванович, как возникла идея конкурса?
Мы с Алексом Яром относимся к поколению, которое помнит и полёт Юрия Алексеевича Гагарина, и всенародное ликование, и веру в то, что уже в ближайшие годы «на Марсе будут яблони цвести». Увы, эта вера ушла, число космических оптимистов сократилось, а скептиков возросло. И тем не менее… В перспективе у человечества не будет выбора — для развития ему придётся осваивать космос. Совершить это силами одной страны или корпорации не получится — это тоже ясно. Значит, потребуется кооперация, объединение сил всей нашей планеты. Напомню: во второй половине уже ушедшего века именно писатели-фантаст
Автор рис.: Алексей Яковлев
Как считаете, есть ли перспективы у позитивной «мирно-исследова
Есть. Конечно, если человечество рассчитывает жить долго и счастливо, а не умереть в один день. Но такую перспективу вряд ли кто-нибудь лелеет…
На смену фантастике золотого века (Кларк, Саймак, Бредбери и другие мэтры), которая была достаточно гуманистической, пришла фантастика разрушения — целиком построенная на постапокалипсисе
Изменился мир. Пусть и не в одночасье, но кардинально. Земля изучена, прорыв в дальний космос пока не случился. Романтика поиска стала не модной. Вот и заботится массовый читатель о том, как бы сберечь то, что у него уже есть. В любых обстоятельствах. И сегодняшняя фантастика в этом помогает: её герои-недотёпы выживают в эпицентре взрыва и при нашествии зомби, а провалившись в параллельный мир (иное время, на другую планету), и вовсе становятся царями-королями или гениальными военачальниками. Ну а рефлексирующие интеллигенты (или считающие себя таковыми) и там продолжают существовать в стиле незабвенного Васисуалия Лоханкина. Уютно в таких книгах читателю — ломать голову над проблемами и сложностями жизни не нужно. Тем более что всё там ненастоящее: кровь напоминает клюквенный сок, а кошмарные злодеи безопаснее соседа-выпивохи. По сути, это поделки. Но востребованные. Итого — за деревьями лесу не видно, талантливые произведения в этом «бурном потоке» зачастую невозможно отыскать.
Автор рис: Руслан Смак
Ставит ли конкурс перед собой задачу переломить ситуацию в российской фантастике?
Это предположение — увы, из области фантастики… (вздыхает). Наша фантастическая литература всегда была тесно связана с кардинальными изменениями в обществе. Революции не хочется, а эволюция — процесс длительный. Изменение массового отношения к науке, перестройка издательской политики — на это требуются годы. Правда, читатель настоящей фантастики никуда не делся, он просто ушёл от фэнтезийно-поста
Почему выбрали в партнеры именно это издание?
«Global Investment Review» — журнал, ставящий перед собой цель укреплять взаимоотношения людей, занимающихся реальным делом, вне зависимости от того, где они проживают. Ну а освоение космоса — дело абсолютно реальное… И личные взаимоотношения: с Алексом Яром свою роль сыграли: мы одновременно делали первые шаги в литературе, потом вместе создавали Всесоюзное творческое объединение молодых писателей фантастов, более известное по аббревиатуре ВТО МПФ, — одно из первых (если не первое) в СССР негосударственно
Виталий Иванович, почему Вы решили войти в состав жюри конкурса?
Вот уже более десятка лет международный Совет по фантастической и приключенческой литературе совместно с рядом писательских Союзов вручает литературную Премию имени Ивана Антоновича Ефремова. И каждый год возникают проблемы с выдвижением в номинации «За выдающееся произведение». Или вообще нет претендентов, или не проходят они стадию отбора (оценку текстов у нас проводят порядка сотни профессиональных писателей и критиков, поэтому рассчитывать на снисхождение или протекционизм не приходится). Надеюсь, что этот конкурс поможет выявить авторов, за творчеством которых есть смысл следить пристальнее. И ещё — мне достаточно много приходится работать с молодыми авторами (в качестве рецензента и редактора в том числе). Вдруг да удастся открыть новые «звёздочки»? Уже сегодня на наш сайт пришло несколько десятков рассказов — есть надежда.
Кого из ныне работающих авторов Вы могли бы назвать преемником фантастики Золотого века?
Сложный вопрос… Дело в том, что писать сегодня так, как это делали полвека назад, уже нельзя. Описывать на нескольких страницах суть научной (или научно-фантастич
Автор рис.: Иван Якушев
Как сами оцениваете ситуацию в российской и мировой фантастике?
«За всю Одессу», то есть о мировой фантастической литературе, говорить не берусь — не считаю себя для этого достаточно компетентным. В отечественной фантастике идёт обычный литературный процесс. По-настоящему талантливые вещи появляются. Да, не так часто, как хотелось бы, ну так это обычная картина: написать «Многорукого бога далайна» или «Алую ауру протопарторга» ни повышенный гонорар не поможет, ни высокий тираж. Ну а трэш… Схлынет, забудется — мало ли было за последние годы «шибко модных» авторов, о которых сегодня никто не вспоминает? Нормальная картина. Смущает меня отсутствие профессиональной критики и, как следствие, невозможность сориентироваться в массе издаваемой фантастики. Опытные люди и то теряются, что уж говорить о молодых авторах и читателях…
Как относитесь к современной литературе?
Есть нравящиеся мне стихи, но нет полюбившихся поэтов. То же самое относится и к прозе. К поискам новых художественных форм я достаточно равнодушен, может быть, потому, что вырос на литературе Серебряного века, а превзойти тех мастеров очень сложно. Как следствие — восторги, внезапно вспыхивающие по поводу того или иного произведения, понять не могу. Писателей, которые достойны быть отнесены к когорте великих, не вижу, но ведь это ведь всего лишь моя точка зрения. Время покажет.
Как считаете, есть ли будущее у научной фантастики?
Вообще-то разговоры о смерти фантастики, описывающей научно-обоснован
Виталий Иванович, что бы Вы хотели пожелать конкурсантам?
Помнить, что фантастика — это не только развлечение, а участие в профессиональном конкурсе — не только возможность получить премию и гонорар.
Мы, в свою очередь, выражаем благодарность Виталию Ивановичу за столь интересные, актуальные и развернутые ответы. Участникам конкурса желаем ярких побед и новых творений.
Сайт конкурса — http://gir-magaz
Ольга Вольская