Библию в школы вместо Толстого и Достоевского?

Исключить из школьной программы «Войну и мир» Толстого  и «Преступление и наказание» Достоевского предложила Людмила Вербицкая. Такое ультра-маргинальное предложение еще 10-15 лет  назад было бы немыслимо представить в светском государстве.

Против выступили Народный артист СССР Василий Лановой, писатели Виктор Ерофеев, Дмитрий Глуховский, Дмитрий Драгунский, священники и многие другие.

Людмила Вербицкая, президент Российской академии образования, рассказала о школьных курсах православия в интервью агентству «Москва»: «Я, например, абсолютно убеждена, что из школьной программы «Войну и мир» Л.Толстого, а также некоторые романы Федора Достоевского нужно убрать«. Вербицкая сообщила, что вместо Толстого и Достоевского, что в школьный курс нужно включить библию и произведения духовной литературы: «Я считаю, что в курс школьной программы должны входить произведения духовной литературы, но нужно решить, какие именно. Библию, думаю, каждый должен прочесть«.

«Нельзя такую литературу не читать», — ответил на предложение убрать Толстого и Достоевского из школьной программы известный артист Василий  Лановой, вспоминая, как ему в 13 лет учитель литературы посоветовала прочитать «Войну и мир». «Уже в восьмом, девятом, десятом классе весь мир это делает. Почему нам нельзя это делать? Неправильно», — добавил актер.

Дмитрий Глуховский, в эфире радиостанции отметил: «ну, нет уже ни сил, ни душевной энергии, чтобы реагировать на всё это мракобесие, которое исходит всё больше и больше из наших министерств. Они когда-то начали в это, как бы придурковато играть, притворяясь, что всё это понарошку, и заигрались, понимаете?»

Виктор Ерофеев прокомментировал  в эфире другой радиостанции: «Есть такой очень грустный пример Александра Третьего с церковно-приходскими школами, когда с борьбой с революционерами решили больше налечь на древнегреческий, на латынь, и совсем отказаться от современности. Кончилось тем, что взрастили поколение революционеров 17-го года. Поэтому ни в коем случае нельзя делать из православной культуры обязаловку. Это будет то же самое, как научный коммунизм, если не хуже».

Детский писатель Денис Драгунский написал: «…я точно знаю, что русским нельзя стать без «Евгения Онегина» и «Войны и мира». И лучше бы их изучать в школе. Долго и подробно. Как бы в плане национальной конфирмации, что ли…»

Протоиерей Михаил Дудко сообщил regions.ru: «делать это так, как советует Людмила Вербицкая, я не уверен – есть же основы нашей культуры, и в их число входят произведения Достоевского и Толстого. Нужно подходить к этому разумно».

Священник Петр Коломейцев  прокомментировал regions.ru: «Сейчас каждый русский школьник знает «Войну и мир», а после предлагаемого нововведения ее знать не будут – и это плохо. Какие же мы тогда граждане нашей страны, если не будем знать Толстого?»

Священник Димитрий Лин отвечает в том же издании: «Без «Войны и мира» представить себе русского человека невозможно. То же касается и произведений Федора Михайловича – именно Достоевский достоверно описал русскую душу (может, даже лучше, чем кто-то другой) – мятущуюся, сложную. Он очень детально описал и борьбу с грехом.»

Марат-хазрат Арсланов, представитель Совета муфтиев России добавил: «Предлагать Библию в качестве альтернативы Толстому не совсем правильно: у нас все же многонациональное и многоконфессиональное государство. Нужна литература, не акцентирующая внимание на той или иной конфессии… Не надо трогать наших классиков — лучше оставить их покое, а заняться тем, как привить детям любовь к чтению

Позднее пресс-служба Российской академии образования пояснила, что президент РАО Людмила Вербицкая лишь изложила свое мнение о сложности восприятия детьми романов Толстого и Федора Достоевского: «Я, например, абсолютно убеждена, что из школьной программы «Войну и мир» Л.Толстого, а также некоторые романы Федора Достоевского нужно убрать«. При этом она не высказывала идею изъять «Войну и мир» из программы и заменить эту книгу Библией: «Я считаю, что в курс школьной программы должны входить произведения духовной литературы, но нужно решить, какие именно. Библию, думаю, каждый должен прочесть«. Пока что «Школьная программа по литературе не пересматривается, и никаких изменений в нее вносить в данный момент не предполагается».