Как отомстили на «Пионерских чтениях»

Вчера в Музее русского импрессионизма прошли Пионерские чтения «Русского пионера», посвященные теме «Месть». Как оказалось, французский генерал жестоко ошибался, утверждая, что «месть — это блюдо, которое подают холодным», потому что колумнистам журнала удалось подать этот «продукт» в самом разном виде.

Промежуток от точки А (произвольной) до точки Б (пресс-вола) гостей «Пионерских чтений» был наполнен непринужденной беседой на тему русского импрессионизма. Нет, не подумайте, художники были вовсе не мстительными людьми. Дело в другом. На этот раз «Пионерские чтения» избрали своим пристанищем Музей русского импрессионизма. Надо сказать, что данное направление в искусстве такое же неоднозначное, как и тема, предложенная на этот раз колумнистам. Месть — это своего рода аттракцион, на который вам навязчиво предлагают билеты, а вы долго просчитываете в уме, готовы ли вы столько заплатить, сработает ли в нужный момент страховка, а, главное, получите ли вы, в конечном итоге, удовольствие. Этакий возмутительный фокус,своего рода тест, призванный проверить вашу решительность.

И Алена Свиридова, которая в этот раз открывала «Пионерские чтения», в какой-то момент почувствовала, что готова сдать этот тест. Испытание выпало на студенческие годы, объектом стал швейцар-грубиян.

— Месть — нелегкий путь вернуть себе душевное равновесие, но зато он высвобождает колоссальное количество энергии, особенно на начальном, так сказать, теоретическом этапе…

Певица даже поделилась сценарием коварного плана мести, который прокручивала в своей голове, желая отомстить обидчику. Но оказалось, что месть-идея превосходит месть-поступок.
— Подойдя к лестнице, я увидела своего обидчика, сидящего на стуле за закрытой стеклянной дверью. Он сидел в позе безмерно уставшего от жизни человека, безвольно опустив руки, согнувшись и слегка завалившись на бок. Вся моя злость куда-то исчезла…
Наверное, «Пионерские чтения» — одно из тех редких мероприятий, куда гости приходят всегда вовремя, а порой даже заранее. Ведь всегда есть риск пропустить что-то очень важное. Например, как главный редактор журнала «Русский пионер» Андрей Колесников делится радостью – выходом книги, в которой собраны лучшие статьи «Русского пионера» за восемь лет. Ее непременно стоит прочитать (здесь должен быть хэштег #нереклама). Наверняка, в ней есть и одна из лучших колонок Дианы Арбениной. Впрочем, все ее колонки – лучшие.

… тебе идет все: платья в пол и намек на юбку, искусно надорванные на коленках джинсы «дисквайер» и пиджаки «шанель», и каблуки, и кроссовки, и балетки, и кеды, и туфельки, и гавайяс, и сапоги от валентино, и еще ты обворожительна босиком на барной стойке с бокалом белого, которое остается нетронутым весь вечер: потеря рассудка — дорогое удовольствие. даже роскошь. как вдруг купить коня, забыв про стойло. 

В итоге, читатель приходит к неутешительному выводу, что между эйфорической потерей рассудка и реализованной местью остается все то же “зеро”.

Кинорежиссер Марлен Хуциев написал в этот номер колонку о том, как умеют мстить неодушевленные предметы. Но зачитывать ее не стал. Вместо этого получился монолог о растерянности перед течением времени и чувстве вины, которое мстительно ходило за режиссером из фильма в фильм.

Близняшки Король внимательно слушали режиссера, вспоминали его фильмы и вдруг рассказали всем об  агентстве “Анонимные мстители”, где за деньги выполнят любой ваш каприз – от мелких пакостей до испорченной репутации. И хотя история была, конечно же, выдуманной (про такие пишут – совпадения с реальными персонажами случайность), тем не менее, некоторые гости в зале оживленно обсуждали ее, вероятно, рассматривая идею как стартап.

Композитора Александра Журбина такой бизнес-план, наверняка, не заинтересовал, потому что он считает себя человеком немстительным, хотя и добавляет: “Наверное, просто поводов не было”:

 — Когда  объявили тему номера «МЕСТЬ», я сразу подумал, про это я писать не буду. Ну, нечего мне писать про месть. У меня нет никакого опыта: я никому в жизни не мстил. Всего этого счастливо удалось избежать… И вдруг я понял, что месть разлита вокруг нас плотным слоем. И вся человеческая история — это история мести одних людей другим. Это история бесконечных «ответных ударов», и ни один удар не остается без ответа.

И он рассказывал, как бродил в поисках мести в древней мифологии, в произведениях раннего Шекспира и позднего Пушкина. И сделал вывод: мстят все – от составителей кодекса Хаммурапи до принца датского Гамлета. И даже поставил под сомнение, будет ли устойчив наш мир, если вдруг все перестанут мстить:

 — Без мести не 
было бы жизни на земле. Именно благодаря отмщению, которое взял на себя Бог, на земле устанавливаются гармония, закон и порядок. Каждый проступок, каждое нарушение общественного договора караются возмездием: подзатыльником, пощечиной, постановкой в угол на горох. Поэтому мстите, господа! Не оставляйте безнаказанным ни одно зло, которое вам причинили. Око за око лучше, чем подставить другую щеку.

Немстительным оказался и Андрей Макаревич. Хотя, надо сказать, поводы у него были. Вот, например, “Русский пионер” перед летними каникулами не напечатал его колонку , посвященную теме “Кино”, хотя та была сдана вовремя, даже раньше срока (собственно, это и стало роковой ошибкой). Но вместо этого он написал еще одну . И в ней он открывает страшную истину — лещ в руке может оказаться самым страшным орудием.

Ольга Аничкова очень старалась найти объект для своей мести, но не нашла. Она так позавидовала Маргарите, которая отомстила за Мастера, что не заметила, как сама оказалась на метле. Ну, по крайней мере, в нашем воображении. Журфак, репертуарный театр, любимый с приставкой “экс” – все оказалось мелковато. Она поняла, что ей некому и не за что мстить. А вот у малоизвестной актрисы, которую всегда очень ждут в зале, повод, конечно же, найдется:

малоизвестная актриса

решила режиссеру мстить

и так бездарно все сыграет

чтобы ушел весь первый ряд 

А в завершении вечера Дмитрий Быков откровенно признался, что чувство мести ему не чуждо. И решил прочитать колонку из следующего номера “Русского пионера” – “Детство”. Тем самым, рассекретив тему следующего номера. Кто знает, может, это и было маленькой местью с его стороны.

Дарья Лаврентьева