III Бал кочевых культур в Центральном московском ипподроме

При поддержке Литературной палаты России 4 июня в Колонном зале Центрального московского ипподрома состоялся III Бал кочевых культур.

Впервые столь необыкновенный бал прошёл в декабре 2014 года. И он покорил вольным духом этнической культуры всех участников и гостей. Даже для организаторов, бал стал чем-то особенным. В этом году к торжеству присоединилось 40 регионов и стран-дебютантов: Горный Алтай, Башкортостан, Бурятия, Казахстан, Калмыкия, Кыргызстан, Тыва, Узбекистан, Хакасия.

Бал посетили самые разные люди и, что удивительно, каждый из них нашёл в этом мероприятии что-то близкое себе. Их оценки и мнения совершенно разнятся, но схожи они, пожалуй, только в одном: бал – самобытное и яркое событие, и без его ежегодного проведения теперь уже совершенно невозможно представить культурную жизнь! Так, например, один из идейных вдохновителей бала Серик Саудабаев видит в культурном событии, овеянном духом свободы, политический подтекст:

– Этот проект является профилактикой межнациональных конфликтов. Ведь, когда мы познаем культуру, мы лучше начинаем понимать тот или иной народ. Культура выступает как элемент “мягкой политики”. Объединяясь, мы показываем, насколько наша культура богата, содействуем интеграции нашей молодежи в культурное пространство России.

На балу было много почётных и знаменитых гостей, которые отметили важность этого культурного события для литературы и в целом для современного общества. Среди них был и известный российский писатель Ильдар Абузяров, который считает, что бал, безусловно, событие, связанное с исторической наукой и с её важнейшими составляющими, как артефакты и цивилизация:

– Этот Бал – симбиоз культур, симбиоз Запада и Востока. Даже Гумилёв писал, что у кочевых культур не сохраняются исторические артефакты, потому что они, как правило, животного, естественного происхождения, кожа, например. Все это очень быстро исчезает. Из-за этого кочевая культура сложно интегрируется.

Ильдар Абузяров затронул важный вопрос сохранения артефактов как памяти, которая является важной частью истории и место которой среди музейных экспонатов. Это очень существенное замечание. Ведь, по сути, артефактов этнических культур чрезвычайно мало. И, Николай Гумилёв, действительно, писал про музеи…только с ноткой ностальгии.

Я хожу туда трогать дикарские вещи,

Что когда-то я сам издалека привез,

Чуять запах их странный, родной и зловещий,

Запах ладана, шерсти звериной и роз.

Также бал посетил и популярный российский актёр и режиссёр, заслуженный артист Республик Алтай и Тыва Амаду Мамадаков, прочувствовавший особый дух события:

– Этот бал важен, так как он объединяет национальности, объединяет культурные и литературные ценности различных народов. Культура кочевых народов переплетается с русской культурой. Сегодня особенно чувствуется дух кочевой жизни, ведь рядом ипподром. Так и хочется сесть на лошадь после бала и ускакать.

Деятели политики тоже не остались в стороне.

– Культура и литература вне национальности. Важно понимать и принимать любую культуру. Я хочу, чтобы здесь, в многонациональной Москве, кочевые культуры могли достойно себя позиционировать – заявил Представитель Совета Федерации Федерального Собрания РФ от администрации Агинского Бурятского автономного округа Шойжилжапов Владимир Дымбрылович 

Кроме того, Владимир Дымбрылович отметил важность изучения литературы среди молодёжи, которая, по его словам, без профессиональной помощи может потеряться в огромном мире художественных произведений и выбрать для чтения не лучшие.

Ещё одним официальным политическим лицом и представителем бизнеса, заглянувшим на бал, стал Осмонбеков Кубанычбек, главный редактор журнала «Деловая Аудитория», председатель Международной ассоциации предпринимателей и советник министра внутренних дел Кыргызстана:

– Сегодня многие народы Евразии здесь радуются, танцуют. И дай Бог, чтобы такие культурные мероприятия сближали нас, «Иванов, не помнящих родства», чтобы мы помнили свою историю. Мы должны гордиться кочевой культурой народов Евразии, ведь среди кочевого народа очень много талантливых людей.

Бал кочевых культур – это атмосфера исконности и вольности, простоты и щедрости, душевности и единства, в которой офисные будни кажутся лишь призраками абсурдной жизни, далёкой и непонятной.

 

Беседовали Милитенкова Дарья, Саберова Равиля

Над текстом работали Саберова Равиля, Глеб Старостин