Молодежь говорит «классике»: «Да!»

19 июня в Центральном историческом парке на ВДНХ состоялось II заседание Всероссийского молодежного форума «Моя история». На этот раз темой собрания стала «Русская словесность в XXI веке: школа, общество, государство», в рамках которой были затронуты вопросы актуальности классической литературы, настоящее и будущее образовательного процесса в контексте литературы и русского языка, а также, в целом, состояние чтения и грамотности в российском обществе.

Помимо выступлений студентов, филологов, представителей культуры и других неравнодушных к обозначенной теме участников, в рамках форума организаторами молодежного отделения Общества русской словесности было представлено исследование, выражающее взгляд молодого поколения на состояние современного филологического образования и, в частности, на русскую классическую литературу. Согласно социологическому опросу, участие в котором приняли свыше тысячи студентов из разных ВУЗов страны – МГУ им. М.В. Ломоносова (27%), МПГУ (9%), РГГУ (6%) и др. (58%), – различных специальностей и факультетов (исторический (20%), экономический (8%), филологический (8%) и пр.) большинство представителей молодежи – 91% – отмечают актуальность русской классической литературы. Такое же единодушие молодых респондентов наблюдается и при ответе на вопрос о необходимости изучения русской классики. Согласие по этому поводу выражают 94 % студентов. В свою очередь, следствия последних реформ в образовании многие оценивают отрицательно (67%) или, в лучшем случае, нейтрально (24%). И только лишь 6 % находят в этом положительное проявление. При этом школа, несколько уступая семье (64 %), по мнению 27 процентов опрашиваемых, является одним из главных институтов, на котором лежит обязанность в привитии интереса к литературе. Некоторые – около 14 % – считают, что человек должен самостоятельно заботится о способах своего интеллектуального развития.

Вышеозначенные результаты, демонстрирующие особый интерес и заботу со стороны молодежи в отношении классической русской литературы и современного образовательного процесса, войдут в резолюцию заседания, которая будет впоследствии передана в президиум Общества русской словесности.

Отметим, что поводом к проведению внеочередного II заседания форума «Моя история» и созданию в его рамках молодежного отделения Общества русской словесности послужила недавняя ситуация, связанная с предложением узкой группы специалистов внести изменения в школьную программу старших классов, а именно: вывести большой корпус классических произведений в разряд необязательных к изучению; сделать акцент на принципе «вариативности», исходя из которого учителя (и даже в некоторых случаях ученики) смогут формировать программу в соответствии со своим личным выбором.

 

Ксения Косачкова