Андрей Аствацатуров: понять Джеймса Джойса

В рамках недавно завершившегося книжного фестиваля «Красная площадь» российский филолог, специалист в области американской и английской литературы XIX-XX вв., и по совместительству автор художественных произведений «Люди в голом», «Скунскамера», «Осень в карманах» – Андрей Аствацатуров – выступил с лекцией на тему «Джеймс Джойс и его роман «Улисс». Последняя в свою очередь была приурочена к презентации филологического эссе «И не только Сэлинджер: десять опытов прочтения английской и американской литературы», в котором А. Аствацатуров в научно-игровой форме рассматривает биографию и творчество известных писателей прошлого столетия: Сэлинджера, Апдайка, Генри Миллера, Фолкнера, Голдинга и других.

Петербургские «декорации» в виде промозглой погоды добавили особую колоритность в шатер № 15 «Художественной литературы», в котором гость из северной столицы России увлекал посетителей в такой же открытый ветрам, технически оголенный до «швов и конструкций» литературный мир модернизма конца XIX – начала XX века. В данном случае в мир, рассматриваемый сквозь призму творчества ирландского писателя Джеймса Джойса (1882-1941 гг).

Произведения Джойса и в особенности его главный роман «Улисс» (1922) входят в число одних из самых трудноусвояемых литературных памятников. Каждый пятый ограничивает свое знакомство с вышеозначенными книгами прочтением их первых страниц. Многие и вовсе не имеют никакого представления о творчестве знакового оформителя эпохи модернизма. В течение сорока пяти минут Андрей Аствацатуров пытался изменить эту ситуацию, приближая современного читателя к миру Джеймса Джойса, научая по-новому смотреть на его литературу, исходя из особенностей модернистского восприятия.

«Модернизм представляет собой наше пространство, которое мы воспринимаем как реальность, – в виде текстов; человеческую личность, человеческий взгляд модернисты тоже представляют себе как тексты»,– отмечает автор.

Модернистское восприятие мира можно соотнести с парадоксом Оскара Уайльда, когда не искусство является отражением реальности, а человеческая реальность является отражением искусства. «Оскар Уайльд имел в виду, что мы очень часто думаем, что мы ведем себя естественно, но на самом деле мы осознанно или неосознанно копируем литературные образы. Нам кажется, что наши чувства искренни и проистекают из нашей души, а на самом деле наши чувства являются цитатами <…> Этот парадокс, который модернизм начинает чувствовать, говорит, что по сути дела человеческая личность скорее создана и сформирована культурой».

В свою очередь видение мира, своих эмоций, идей в виде заимствованных текстов провоцирует у модернистов чувство отчужденности, оторванности от реальности, что ярко иллюстрирует роман Джеймса Джойса «Портрет художника в юности»: «Герой хочет реальности, он хочет ее принять, он хочет ощутить полноценно реальность. Но он все время видит между собой и реальностью тексты, слова, знаки. И он видит, что он закрыт. Он стремится к жизни как потоку, реальности. Но все время препоны», – поясняет Андрей Аствацатуров.

Как замечает автор, Джеймс Джойс уже понимает, в отличие от модернистов, что никаких оснований, истоков человеческого сознания нет. Этим он оказывается близким постмодернистам.

Особенность модернистских текстов заключается также в том, что в них отсутствует стиль, характерный для предыдущих эпох. «В 19 веке все швы, контуры, несущие конструкции – художники и писатели маскировали. Основой модернистского сознания становится конструкция вместо стиля <…> Стиль перестает быть человеком, он превращается в одежду, которую можно легко снять и заменить на другую. К примеру, в «Улиссе» – это целый набор различных техник. Глава «Бродячие скалы» написана в технике кинематографического монтажа; есть глава, написанная в стиле трагедии, есть – в потоке сознания, без знаков препинания; глава как катехизис (вопрос-ответ) и пр».

Погружение в человеческое сознание, поиск истоков реальности, доведение мира до абсурда – эти характерные черты литературы модернизма и в частности творчества Джеймса Джойса, явно требовали продолжения лекции, для которой было отведено чуть меньше часа. Явно, несмотря на ряд прояснений, породили большое количество новых вопросов, что подтверждалось хотя бы немалым количеством поднятых рук посетителей. Но продолжить открывать для себя литературный мир писателя, произведение («Улисс») которого называют «энциклопедией модернизма», каждому было предложено уже самостоятельно.

Ксения Косачкова