Виталий Пищенко. Фантастика, будущее, настоящее… Где мы есть и что нас ждет.

Ситуацию с российской фантастикой многие любители литературы оценивают как крайне печальную. Засилье чисто коммерческих проектов, отсутствие собственных идей, калькирование успешных западных образцов, построение сюжета исключительно на насилии и апокалиптических предсказаниях, войны и разорение — все это не дает особого повода для оптимизма. И вдруг — «Вместе в космосе», конкурс, от названия которого веет творчеством Ефремова, Казанцева, Артура Кларка, вспоминается, что некогда фантастика описывала будущее, в котором хочется жить.

Мы попросили рассказать о конкурсе и развитии отечественной фантастики председателя жюри конкурса, известного писателя, книгоиздателя и организатора литературного процесса Виталия Пищенко.

Виталий Иванович является одним из лучших писателей-фантастов своего времени, он многоуважаемый журналист, член союза писателей России, лауреат многих литературных премий, в том числе и в области фантастики. Его рассказы и романы вызывают ощущение эйфории, погружая все глубже и глубже в мир загадочного и необъяснимого.

Виталий Иванович, как возникла идея конкурса?

Мы с Алексом Яром относимся к поколению, которое помнит и полёт Юрия Алексеевича Гагарина, и всенародное ликование, и веру в то, что уже в ближайшие годы «на Марсе будут яблони цвести». Увы, эта вера ушла, число космических оптимистов сократилось, а скептиков возросло. И тем не менее… В перспективе у человечества не будет выбора — для развития ему придётся осваивать космос. Совершить это силами одной страны или корпорации не получится — это тоже ясно. Значит, потребуется кооперация, объединение сил всей нашей планеты. Напомню: во второй половине уже ушедшего века именно писатели-фантасты пытались предсказать космическое будущее человечества, книги Ефремова, Казанцева, Стругацких, Мартынова, Кларка рассказывали о том, каким может быть этот путь. Вот нам и стало интересно, как относятся к проблемам освоения космоса фантасты сегодняшние — известные и не очень. Поначалу замышлялся конкурс авторов, пишущих на русском языке, но интерес проявили и их коллеги из других государств. Опять же интересно — отличается ли взгляд на будущее у людей, живущих в разных уголках нашей планеты, в странах благополучных и не очень. Возрастных ограничений для участников у нас тоже нет — даже старшеклассники могут присылать свои произведения. В итоге может получиться очень интересная картина. Мы, во всяком случае, на это надеемся.

5_s Автор рис.: Алексей Яковлев 

Как считаете, есть ли перспективы у позитивной «мирно-исследовательской» фантастики?

Есть. Конечно, если человечество рассчитывает жить долго и счастливо, а не умереть в один день. Но такую перспективу вряд ли кто-нибудь лелеет…

На смену фантастике золотого века (Кларк, Саймак, Бредбери и другие мэтры), которая была достаточно гуманистической, пришла фантастика разрушения — целиком построенная на постапокалипсисе, мрачных мирах, борьбе одиночки против системы. Как думаете, с чем это связано?

Изменился мир. Пусть и не в одночасье, но кардинально. Земля изучена, прорыв в дальний космос пока не случился. Романтика поиска стала не модной. Вот и заботится массовый читатель о том, как бы сберечь то, что у него уже есть. В любых обстоятельствах. И сегодняшняя фантастика в этом помогает: её герои-недотёпы выживают в эпицентре взрыва и при нашествии зомби, а провалившись в параллельный мир (иное время, на другую планету), и вовсе становятся царями-королями или гениальными военачальниками. Ну а рефлексирующие интеллигенты (или считающие себя таковыми) и там продолжают существовать в стиле незабвенного Васисуалия Лоханкина. Уютно в таких книгах читателю — ломать голову над проблемами и сложностями жизни не нужно. Тем более что всё там ненастоящее: кровь напоминает клюквенный сок, а кошмарные злодеи безопаснее соседа-выпивохи. По сути, это поделки. Но востребованные. Итого — за деревьями лесу не видно, талантливые произведения в этом «бурном потоке» зачастую невозможно отыскать.

6_smАвтор рис: Руслан Смак

Ставит ли конкурс перед собой задачу переломить ситуацию в российской фантастике?

Это предположение — увы, из области фантастики… (вздыхает). Наша фантастическая литература всегда была тесно связана с кардинальными изменениями в обществе. Революции не хочется, а эволюция — процесс длительный. Изменение массового отношения к науке, перестройка издательской политики — на это требуются годы. Правда, читатель настоящей фантастики никуда не делся, он просто ушёл от фэнтезийно-постапокалиптической развлекухи в литературу нон-фикшн, но… Знаете, я делю фантастическую литературу на четыре основные группы: НФ, приключенческую, сатирическую и то, что принято называть фантастическим реализмом (Евгений Лукин именует её литературной — решающей те же задачи и проблемы что и мэйнстрим). Приключенческой фантастики сейчас — море разливанное. Вот только есть у неё один недостаток: легко читается и тут же забывается. Сатирической меньше (боятся её почему-то наши независимые издатели). Литературной, вроде бы, и немало, вот только напоминает она мне труды тружеников соцреализма областного масштаба: та же бытовуха, но сдобренная элементами мистики (так издаться легче). А с НФ дело обстоит плохо, хотя, оговоримся, и для этого есть объективные причины. Вот я и надеюсь, что конкурс поможет показать, что давние традиции не забыты, что есть талантливые люди, способные эти традиции не только сохранять, но и развивать.

Почему выбрали в партнеры именно это издание?

«Global Investment Review» — журнал, ставящий перед собой цель укреплять взаимоотношения людей, занимающихся реальным делом, вне зависимости от того, где они проживают. Ну а освоение космоса — дело абсолютно реальное… И личные взаимоотношения: с Алексом Яром свою роль сыграли: мы одновременно делали первые шаги в литературе, потом вместе создавали Всесоюзное творческое объединение молодых писателей фантастов, более известное по аббревиатуре ВТО МПФ, — одно из первых (если не первое) в СССР негосударственное книжное издательство, «запустившее на орбиту» целое поколение отечественных фантастов. Глава адвокатской фирмы «Lawson Law» Лидия Лоусон, ныне мать трёх детей — любительница фантастики с детства. В общем — родственные души. А с кем же начинать новое интересное дело, если не с единомышленниками?

Виталий Иванович, почему Вы решили войти в состав жюри конкурса?

Вот уже более десятка лет международный Совет по фантастической и приключенческой литературе совместно с рядом писательских Союзов вручает литературную Премию имени Ивана Антоновича Ефремова. И каждый год возникают проблемы с выдвижением в номинации «За выдающееся произведение». Или вообще нет претендентов, или не проходят они стадию отбора (оценку текстов у нас проводят порядка сотни профессиональных писателей и критиков, поэтому рассчитывать на снисхождение или протекционизм не приходится). Надеюсь, что этот конкурс поможет выявить авторов, за творчеством которых есть смысл следить пристальнее. И ещё — мне достаточно много приходится работать с молодыми авторами (в качестве рецензента и редактора в том числе). Вдруг да удастся открыть новые «звёздочки»? Уже сегодня на наш сайт пришло несколько десятков рассказов — есть надежда.

Кого из ныне работающих авторов Вы могли бы назвать преемником фантастики Золотого века?

Сложный вопрос… Дело в том, что писать сегодня так, как это делали полвека назад, уже нельзя. Описывать на нескольких страницах суть научной (или научно-фантастической) идеи? Боюсь, что это будет достаточно скучно. Развивать чужие мысли, расписывать построенные не тобою миры? Авторская несамостоятельность всё равно проявится… В конце восьмидесятых, при создании Всесоюзного творческого объединения молодых писателей-фантастов, мы брали на вооружение основные постулаты творчества И.А. Ефремова — гуманизм, веру в развитие и совершенствование человечества, но отнюдь не требовали подражания. Да это и невозможно… И почему ориентир только на «золотой век»? В нашей фантастике творили замечательные мастера, и было это во все времена. Прекрасные, на мой взгляд, вещи пишет волгоградец Евгений Лукин, но он развивает традиции, заложенные в русской литературе и Гоголем, и Салтыковым-Щедриным, и Булгаковым… Я достаточно внимательно слежу за творчеством многих представителей «четвёртого поколения» отечественных фантастов, вошедшего в литературу в последней четверти прошлого века. Это и Святослав Логинов, и Леонид Кудрявцев, и Далия Трускиновская, и Вячеслав Рыбаков, и ещё многие. К творчеству более молодых авторов отношение у меня более сложное — периодически «захожу» в их миры, потом вновь «выхожу» из них. Боюсь, что время объективной оценки изданного за последние полтора-два десятилетия ещё не пришло…

1_smАвтор рис.: Иван Якушев

Как сами оцениваете ситуацию в российской и мировой фантастике?

«За всю Одессу», то есть о мировой фантастической литературе, говорить не берусь — не считаю себя для этого достаточно компетентным. В отечественной фантастике идёт обычный литературный процесс. По-настоящему талантливые вещи появляются. Да, не так часто, как хотелось бы, ну так это обычная картина: написать «Многорукого бога далайна» или «Алую ауру протопарторга» ни повышенный гонорар не поможет, ни высокий тираж. Ну а трэш… Схлынет, забудется — мало ли было за последние годы «шибко модных» авторов, о которых сегодня никто не вспоминает? Нормальная картина. Смущает меня отсутствие профессиональной критики и, как следствие, невозможность сориентироваться в массе издаваемой фантастики. Опытные люди и то теряются, что уж говорить о молодых авторах и читателях…

Как относитесь к современной литературе?

Есть нравящиеся мне стихи, но нет полюбившихся поэтов. То же самое относится и к прозе. К поискам новых художественных форм я достаточно равнодушен, может быть, потому, что вырос на литературе Серебряного века, а превзойти тех мастеров очень сложно. Как следствие — восторги, внезапно вспыхивающие по поводу того или иного произведения, понять не могу. Писателей, которые достойны быть отнесены к когорте великих, не вижу, но ведь это ведь всего лишь моя точка зрения. Время покажет.

Как считаете, есть ли будущее у научной фантастики?

Вообще-то разговоры о смерти фантастики, описывающей научно-обоснованное будущее, возникают с завидным постоянством. Три с половиной десятилетия назад я сам задал такой вопрос Артуру Кларку. Помнится, классик пожал плечами и пояснил, что любую старую идею можно подать в новом свете, да и учёные постоянно открывают что-нибудь новое, неизведанное. Добавлю: не только (вернее — не столько) в способах изобретения смертоубийства... Правда, писать на эти темы достаточно сложно — автору нужны знания, умение видеть перспективу, способность к обобщениям, богатый жизненный опыт, наконец. Ну а читатель таких произведений не должен рассчитывать на привычную жвачку, на то, что добренький дядя-писатель присядет перед ним на корточки и будет показывать «козу», развлекая неразумное чадо… Не может же всё человечество только потреблять, кто-то должен и производить. В том числе и идеи.

Виталий Иванович, что бы Вы хотели пожелать конкурсантам?

Помнить, что фантастика — это не только развлечение, а участие в профессиональном конкурсе — не только возможность получить премию и гонорар.

Мы, в свою очередь, выражаем благодарность Виталию Ивановичу за столь интересные, актуальные и развернутые ответы. Участникам конкурса желаем ярких побед и новых творений.

Сайт конкурса — http://gir-magazine.com/vmestevkosmose/

 Ольга Вольская