Юлия Морозова: ММКФ в Год литературы

Под Рождественский сочельник в Центральном Доме Работников Искусств (ЦДРИ), в самом сердце столицы на Пушечной улице начинающий продюсер, но уже опытный режиссёр-постановщик, актриса и ведущая Творческого вечера «Рождественские встречи у рояля» Юлия Морозова заразила своей идей её близких друзей, коллег актёров — подарить зрителям под Рождество и Новый год великолепную программу, состоящую из синтеза поэзии и оперного вокала. Идея заключалась в том, чтобы совместить на одной сцене два таких великолепных жанра — поэзию и оперу. Стихотворения поэтов различных эпох от Шекспира до наших дней прозвучали так сильно, дуэтами под рояль и не только. Заслуженный артист РФ Николай Владимирович Аверюшкин (исполнитель одной из главных ролей «Жоры-барабанщика» в фильме Карена Шахназарова «Мы из джаза») читал свои стихи, посвященные Пушкину и Наталье Гончаровой. А оперные исполнители украшали своими неподражаемыми голосами и великолепными оперными ариями предрождественски-новогоднюю программу!

Вот в такой атмосфере состоялось знакомство режиссёра Юлии Морозовой и председатеяь Литературной палаты РФ Георгия Брегмана.

Известно, что кинематограф, театр и литература, как разные вида искусства развиваются параллельно и взаимосвязаны.

Чтобы узнать, какую роль в жизни режиссёра играет литература, мы обратились с вопросом к Юлии.
Юлия, скажите, как вы считаете: большую ли роль играет литература в кино?

— Первостепенную роль. Ведь не зря на протяжении всей истории игрового кинематографа создавалось так много экранизаций литературных произведений. От видения сценариста и режиссера, конечно, происходили отклонения в ту или иную степень от первоисточника, но все равно опыт экранизаций — это очень важно, так как в современном мире порой проще посмотреть фильм, чем прочесть книгу. И искусство кинематографа становится как бы тем самым мостиком, связующим звеном между зрителем и героями, проблемами, которые поднимаются в книгах.

 Какую роль литература играет лично для вас?

— Литература лично для меня — это космос и недры неизведанных миров, которые не устаешь постигать! Помню, как я лет в 10 на летних каникулах у бабушки зачитывалась Эдгаром Аланом По, всеми его рассказами. Мне не было страшно, мне нравилось то, как в описательном порядке читая автора — я представляла себе живые картинки, как там все происходило. Наверное, это были мои задатки режиссера, уже тогда, в столь юном возрасте. В детстве я прочла почти все русские народные сказки и сказки народов мира. Любимая детская сказка до сих пор «Алиса в стране чудес» Льюиса Керрола. И экранизация Алисы Тима Бертона, тоже одного из моих любимых режиссеров современности, его личное видение — это мне очень нравится. Тем более довелось с ним быть на открытии 34 ММКФ в один из его приездов в Москву, в 2012 году это было. Церемония открытия проходила не традиционно в к/т Россия (Пушкинский), а в к/т Октябрь…

В Москве с 19 по 26 июня прошел Московский Международный Кинофестиваль. В этот 37 по счету кинофестиваль в Москву приехал известный французский режиссер Жан-Жак Анно, режиссер фильмов «Черное и белое в цвете» (1976), получивший Оскара в 1977 г., «Имя розы», где снимались голливудские актеры Шон Коннери и Кристиан Слэйтер. Также в жюри была актриса Жаклин Биссет — признанная звезда мирового кинематографа, немецкий сценарист Фред Брайнерсдорфер, российский режиссер Алексей Федорченко и венгерский продюсер Эндрю Вайна.

Фильмом-открытием стал «Тотем волка» французского режиссера Жан-Жака Анно, который рассказывает о тонкой нити, о связи друг с другом не только людей…

Для того, чтобы погрузиться в настроение и атмосферу такого мероприятия, как Московский Международный Кинофестиваль — я встретилась с режиссёром театра и кино, Юлией Морозовой, которая поведала мне о тех чудесах, что происходили эти 10 дней.

Юлия, опишите, пожалуйста, в двух словах, что такое ММКФ.

— Вы знаете, ММКФ- это площадка, на которой все возможно, где режиссер может найти своего актера, а актер может найти своего режиссера.

Т.е. это не только встреча людей, которые оценивают новое кино и присуждают номинации?

— Безусловно, происходит оценка киноработ по всем номинациям, но также это место, где люди искусства выходят из своих творческих миров, чтобы поделиться своими мыслями и новыми идеями… Это открытая площадка к общению, преобретению новых связей, созданию творческих союзов и всего, что может объединять на одном пространстве такой удивительной породы людей, как кинематографисты…

 

Юлия, а расскажите, что вас привело на это мероприятие? Начните из далека, чтобы я и все, кто там не был, понимали, каким надо быть, что нужно делать, чтобы попасть на Московский Кинофестиваль…

— Сейчас я актер, режиссер и продюсер. Мой путь был долгим, все мои профессии и виды деятельности собирались, как бусинки в браслет, чтобы я сейчас могла заниматься делом своей жизни.

— А какие были бусинки? Сейчас браслет готов, и он прекрасен, а из чего он?

—  Моя мама архитектор, с очень хорошей родословной, наши предки из Эстонии, а ещё более ранние — из Англии. Папа юрист, всю жизнь проработал в Министерстве Внутренних Дел РФ. В детстве, когда мы с детьми ставили сценки и наряжались в бабушкины наряды, меня никто не направил познавать театральное искусства, хотя у меня всегда было огромное желание организовывать спектакли. И что удивительно — с соседскими детьми я это влёгкую проделывала (смеётся). Собирала всех в округе и мы даже на «Летучую мышь» замахнулись в столь юнном возрасте. Смешно сейчас это вспоминать, беззаботное и счастливое было время… Когда пришла пора выбирать ВУЗ, родители направили меня в архитектурно-строительный. Но, потом я работала экономистом у продюсера группы «Там Америки Нет», занималась финансами.

Но все же рядом с вами были люди, которые творили.

— Да, я была рядом с творческими людьми и мне было комфортно. Вечерами, отметая романтические свидания, я занималась живописью — писала картины.

Ого! Вы были экономистом, который по вечерам писал…

— Да, и это бесценный опыт, все в жизни, оказывается, идет своим чередом. Сейчас, когда у меня какой-то новый проект, весь бизнес-план я просчитываю сама, я сама занимаюсь декорациями и оформлением, сама просчитываю бюджет, все сама… (смеясь, говорит Юлия)

На протяжении жизни вы собирали всевозможный опыт, чтобы затем проявить себя в полной степени в режиссуре…

— Да, но режиссёру нужна теория, без неё сложно. Режиссёру нужен творец-мастер, который возьмёт его за в руку и откроет для него нового мастера-творца – его самого. В моей судьбе путеводными звездами были мой начальник, продюсер группы «Там Америки Нет», который отправил меня учиться со словами «Пусть хоть у кого-то из нас будет образование!» Я поступала на продюсера, и уже на факультете на меня обратил внимание Юрий Петрович Любимов, который, посмотрев на мои работы настоял, чтобы я перевелась на режиссуру. Где он преподавал и набирал экспериментальный курс на факультете Музыкального театра. За те 5 лет мной было прослушано около 300 опер, прочитано огромное количество книг…

То есть вы получали теорию для того, чтобы заниматься своим делом полноценно…

—  Безусловно. У меня выработался свой вкус. Большое влияние на меня оказал Кристоф Марталер, он гений театрального искусства. Ставит свои оперные спектакли и не только оперу по всей Европе, да что там, по всему миру. Его творческий почерк неподражаем, его не спутаешь ни с одним другим. В его работах преимущественно выделяются простота, естественность. Такое «зеркало жизни» с выпуклыми формами его мировозрения на ту или иную проблему. Обожаю его постановки, часто их пересматриваю в записи и вдохновляюсь ими. Еще я бы сказала, в его работах присутствует своего рода «стёб над оперой». Вот такой необычный подход к режиссуре мне очень близок..

 Но теория все еще идет рука об руку с практикой?

— Конечно, всегда! Когда у меня нет вечерней репетиции или съёмок, я с удовольствием иду в свои любимые театры: театр Мастерская Петра Наумовича Фоменко, театр Романа Григорьевича Виктюка, Театральный Центр На Страстном под руководством Михаила Васильевича Пушкина. Часто бываю в РАМТе. Везде служат знакомые актёры — приглашают на спектакли. На один и тот же спектакль можно ходить по несколько раз. Считается, что премьера — это 10 спектаклей. Первые показы — как ребёнок, который еще не умеет ходить. Потом с каждым разом спектакль крепнет, меняется.. За этим невероятно интересно наблюдать. Могу потом через годик заглянуть на просмотренную мной постановку — всякий раз поражает и удивляет, когда вижу много нового, актёрские находки.. Это весьма увлекательный процесс — творчество!

Расскажите, какие кинокартины уже умеют «ходить» и попали на кинофестиваль…

— Первая кинокартина, с которой мне хотелось бы начать — это «Море и летающая рыбы» (Иран, режиссер Мехрад Гаффадзе) — это сложный и многогранный фильм о судьбе подростков, отбывающих срок в иранской исправительной колонии. Это дети от 10 до 14 лет. У каждого своя история. На протяжении всей картины у героев раскрываются события жизни, которые привели их туда. Главный герой — мальчик, который не может не рисовать. В колонии кто-то по ночам начал рисовать на стене рисунки черной кошки и черного кролика. Администрация колонии начинают разыскивать виновного и начинают подозревать мальчика, потому что он рисует. Мальчика заставляют закрашивать эту стену. Затем выясняется, что это был не он, а один из охранников. Когда он закрашивал белую стену, он добавлял туда голубой пигмент и рисовал голубое море и рыбу. Потому что у него настолько была чистая душа (проводит интересную связь с его действиями Юлия). В этом был его выплеск чистоты. В итоге смотрительница колонии вывела на откровенный разговор мальчика и он раскрылся ей. Смотрительнице удалось убедить администрацию, что он не виновен.

У главного героя была старшая сестра, тоже подросток, которую собирались выдать замуж за пожилого и богатого мужчину. Мальчик умолял, чтобы его выпустили «решить эту проблему», что даже пытается сбежать…

И чем же закончилось?

— Смотрительница находит его сестру и приводит ее к нему на свидание…У них происходит разговор. Вы знаете, фильм сложный и очень интересный, и никто не обещал привезти в прокат.

— Интересно…

— Второй фильм, который никого не оставит равнодушным — это картина «Шлагбаум» (Казахстан, реж. Жасулан Пашанов). Режиссёр была на премьере, он получал приз. Картина получила «Серебряного Георгия» за лучшую мужскую роль. Это безбюджетный полнометражный фильм на 62 минуты. Уже на церемонии награждения режиссёр вышел получать приз, он со слезами на глазах рассказывал: «Когда мы снимали этот фильм, никто не верил, что это картина что-то займёт». И вот такой итог конкурса, а фильм «Шлагбаум» был именно в Основном конкурсном показе. Меня всегда удивляют и вдозновляют такие приятные сюрпризы на кинофестивале..

О чем же этот фильм?

— Это «крепкая» история о любви. Она там так раскрыта… Есть Богатый и есть Бедный человек. Между ними шлагбаум, разделяющий богатство и бедность. Бедный сидит за шлагбаумом, в такой маленькой будке метр на метр и все дни напролет он открывает и закрывает въезд для богатых людей. Он вынужден ходить на три работы, т.к. у него есть младший брат и он пытается поднять его на ноги. Работа за шлагбаумом – это единственное место, где ему не нужно быть на ногах, он там часто спит и, когда приезжает Богатый, тот постоянно ему бибикает и все обещает: «Ну, все я тебя точно когда-нибудь застрелю, ты меня достал, хорош спать!» Богатый не считает Бедного за человека. Он его презирает, главного героя. Герой, конечно, искренне играл, он прожил эту роль…

Как же они пересеклись дальше?

— Богатый и Бедный влюбляются в одну и ту же девушку. Благодаря этой героине фильма произойдут некие обстоятельства, что Богатый сдержит свое обещание и застрелит главного героя. Начнется расследование, но подставят другого человека и его не посадят. За шлагбаумом остается сидеть напарник погибшего и он узнает, кто все же был убийцей. Виновного наказывают.

Этот фильм дает отрицательному герою возможность исправиться в жизни. Он сидит в тюрьме и говорит своему отцу: «Не пытайся меня вытащить отсюда, мне не нужна ничья помощь, я сам пройду этот путь». Он просит прощения, просит сам у себя. Но, в итоге дело закрывают, и он выходит досрочно.

Выпустили его, такого молодого, а ему то жить как-то с этим надо.

Фильм заканчивается тем, что Богатый приезжает со своим отцом к шлагбауму, а напарник погибшего главного героя не открывает ему шлагбаум. Выстраивается огромная очередь из машин, и все сидят в своих машинах, кричат и бибикают, а сделать ничего не могут…

Пронзительный гул– это конец фильма…

Крик толпы, которая бессильна…

— Еще один фильм, о котором мне бы хотелось упомянуть. Это фильм Андрея Прошкина «Орлеан». Елена Лядова за лучшую женскую роль в этом фильме получила «Серебряного Георгия».

Она – героиня кинокартин «Географ глобус пропил», «Левиафан». Фильм «ОРлеан» -это чёрная комедия. Вот прям чёрная-чёрная… Там одну из главных ролей исполняет актёр театра Николая Владимировича Коляды «Коляда-театр» — Олег Ягодин. В большом полнометражном кино это одна из основных его работ, можно сказать дебютная. Он практически «не снимающий» актёр, о нём много пишут, и на эту тему тоже. Он гений сцены и просто гений. Всегда стараюсь придти на все спектакли «Коляды-театра» в их московские гастроли на Новогодние каникулы, ежегодно уже по традиции в Театральный Центра На Страстном.

О чем же этот фильм?

Это фильм о любви. Героиня Лядовой влюбляется в молодого человека, младше ее. В финальной сцене у них будет самая красивая сексуальная сцена, которую я когда-либо видела. Это было нереально красиво снято. Все рушилось, летело, потоки энергии двигались с какими-то предметами и в этом хаусе в воздухе парили их голые тела.

Это было самым запоминающимся для Вас?

— Знаете, там идет определённое расследование, которым занимается Сухоруков с Ягодиным. Это одна линия в картине, главная. А вторая линия, не главная, она – любовная. Настолько живая, настолько тонкая…

«Орлеан» все ждут, но у меня к черной комедии особое отношение.

— Это же чья-то экранизация?

Да, этот фильм был снят по мотивам одноименного произведения Юрия Арабова режиссером Андреем Прошкиным.

Юлия, немного отклонюсь от темы кинофестиваля. А у вас есть планы об экранизации литературных произведений?

— Да, в моей новой постановке, спектакле, над которым мы с моей командой актеров, танцоров, хореографа-постановщика из разных театров Москвы сейчас работаем, будут звучать стихи поэтов различных эпох (от Шекспира, Гетте, до поэтов современности) — это текст наших героев, они на нем говорят, на языке поэзии. Но весь материал, основа спектакля, ход событий и все, что происходит там с персонажами — это уже написала я. Я эту тему придумала и являюсь автором пьесы спектакля «Love triangels…». Мы еще много чего дорабатываем и сочиняем по ходу репетиций вместе с актерами.

— Какое интересное название “Love triangles…”

— Это спектакль об отношениях, которые происходят между людьми сейчас, в наше время. В спектакле будет много музыки, все действие происходит во круг рояля под его живой аккомпанемент и это тоже не спроста, поскольку аккомпаниатор — это героиня «Муза», отражение мыслей и помыслов наших персонажей пьесы. Прозвучат оперные арии, арии из мюзиклов вплоть до современных исполнителей. Также будут наши истории, о которых мы расскажем с помощью современной хореографии. Работы еще предстоит очень много, мы только в самом начале пути. 

— Интересно, с нетерпением ждем! Что ж, вернемся к ММКФ. Кто же победил?

Победили все. Но Золотого святого Георгия» за лучший фильм Московского Кинофествиаля 2015 получил фильм Ивайло Христва (Болгария) «Лузеры». Действительно все сошлись на том, что фильм этого достоин, там и история, и великолепнейшая режиссёрская работа и вообще все-все-все.

Хотелось и нам тоже посмотреть…

— Еще хочу рассказать о фильме, от которого меня просто унесло. Кинокартина Теренса Маллика. Кубрик, Маллик, Тарковский, Ларс фон Триер – одна плеяда режиссеров, это столбы, на которых держится кино 20-21 века. Теренс Малик привез из Америки картину «Рыцарь кубков». Он будет в прокате, это картина 2015 года, тизер есть. Это великолепное кино, советую всем лично. Фильм состоит из медленных длинных планов, а в наше то время – это нонсенс. Вы смотрите фильм и погружаетесь в нирвану. Он не похож ни на один из американских фильмов. Главный герой – малоизвестный американский актер. Он сделал невозможное. Приковываешься взглядом к нему и не можешь оторваться. Это заслуга режиссера. С большой буквы Режиссер. Для меня, это был самый лучший фильм этого Кинофестиваля.

Интервью с вами наполнено восторгами, его были бы счастливы прочитать участники этих картин…

— В программу 8 ½ был включен фильм «Такси» (реж.Джафар Панахи, Иран). Это картина рассказывает о том, что любой человек может сейчас пойти и снять на свой телефон кино. Режиссёр сам исполнил главную роль «Таксиста». Фильм был примечателен тем, что это было «очень» необычное кино…

Когда хочешь что-то сделать, везде видишь возможности. Это я про съемку на телефон…

— И еще был фильм, который захватил меня. В рамках Фестиваля состоялась премьера кинокартины Резо Гигинейшвили «Без границ»…

Эту картину мы сами все ждем 22 октября 2015 года, ничего не рассказывайте… Я уже знаю, что она волшебная!

— Юлия, скажите, какие у вас планы на будущее?

Мы сейчас будем картину снимать с Ириной Хондой. Мы познакомились в кинотеатре Октябрь. Она случайно проговорилась, что запускает свой короткий метр, я спросила, есть ли у нее второй режиссер. Она сказала, что нет. Вот так я стала вторым режиссером.

— А зачем нужны 2 режиссёра?

— Главный режиссёр работает с актёрами, с главными героями. У него свои задачи на съёмочной площадке, у второго режиссёра — свои. Работа с второстепенными персонажами, актёрами второго плана, эпизодниками, массовкой. Не менее важная функция — прописать КПП (Кино-постановочный план), следить за его исполнением. Очень много работы ведётся ещё на момент подготовительного периода, за долго до выхода на съёмочную площадку. Съёмки — это ведь только верхушка айсберга под названием КИНО. Второй режиссёр может проделывать и некоторую работу исполнительного продюсера, сейчас функционал этих должностей в кинопроизводстве тесно пересекается.

Мне это всё очень интересно, я хочу пройти путь кинопроизводства на разных ступенях, на разных стадиях, чтобы все их понять, набраться опыта. Я смотрю, как работают маститые режиссёры на площадке, я за ними наблюдаю, я учусь в процессе и познаю изнанку кинематографа через роль второго режиссёра.

— Какие ещё проекты намечаются, может быть собственный проект?

— Мы недавно снимали тизер для полнометражного фильма режиссёра Сергея Мачуляка «Театр не для всех», я много проделала работы на подготовительном периоде и во время съёмок, снова как второй режиссёр. А вот в планах самостоятельно снять что-либо — это будет документальное кино о хоккеистах, название придумала сама фильму «Скольжение по кратеру». Идея его менялась уже в процессе работы, я с главного героя переключилась на глобальную проблему, происходящую в хоккейных клубах в настоящее время и захотелось показать различия хоккея советской эпохи и современных тенденций в этом виде спорта. Отснято совсем не много материала, но со столькими звёздами уже успела познакомиться. С  Владимир Семёнович Мышкин — советским хоккеистом, вратарём,  заслуженны мастером спорта СССР (1979), заслуженным тренером. Так же со Станисла́вом Афана́сьевичем Петухо́вым — советсеим хоккеистом, олимпийским чемпионом, Заслуженным мастером спорта,награждён почётным знаком «За заслуги в развитии физической культуры и спорта». Вот с ним и отсняла основной материал пока. А дельше снимать нет возможности — не дают финансирования. В современном кинематографе — это постоянная проблема сейчас. Но надеюсь на лучшее в будующем году. Возможно появятся спонсоры, поскольку в Хоккейном клубе «Динамо» очень заинтересованы, чтобы мой фильм вышел на экраны. Это клуб с богатой историей в спорте, много всего интересного мне рассказывали нынешние тренера из этого клуба.

— Какие разносторонние интересы, оказывается, бывают у режиссёра. В чем бы вы хотели развиваться дальше?

В кино, театре, да, во всем. С литературой — без границ. 

Интервью провела Динара Якупова